Главная страницаИстория храмаФотогалереяДеятельность приходаНовостиКонтактыСсылки
Russian (CIS)English (United Kingdom)
PDF E-mail
07.11.2011 20:36

Интервью А. М. Кучинова в газете «Афиша»

Статья   «К вопросу об истории некоторых деревень, или в Тихоново чуть не произошла революция на 11 лет раньше, чем во Франции»

«Афиша», № 44 (710), 2-8 ноября 2011 г. С. 7.

У нас в гостях исследователь истории д. Тихоново нашего района, студент Факультета Политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Молодёжного Отделения Российской Ассоциации Политической Науки Артемий Михайлович Кучинов. Сейчас одним из его разрабатываемых научных проектов является исследование истории деревни Тихоново.

- Что вас подтолкнуло к этой работе? Очень необычный выбор для молодого человека…

- В 2009 г. мы хотели восстанавливать храм в д. Тихоново, для этого нужны были данные о нём – чертежи 19 в., информация о том, в какой социокультурной, экономической и политической среде он строился. Мы облазили множество и приходских и федеральных архивов, заглядывали в Ленинку! Сейчас полученная информация обрабатывается, но ещё многое предстоит обследовать. Я думаю, что, скорее всего, эти два исследования – историю политики и историю православного прихода, мне удастся соединить.

- Я постоянно на связи со священниками. 20 августа мы встретились со священниками - и. о. настоятеля храма в Тихоново протоиереем Александром Кондрушовым и благочинным Гусь-Хрустального округа протоиереем Иоанном Кравченко. Я получил от них доверенность на право проводить исследование по истории общественного развития, православного прихода и храма д. Тихоново и соседних, а так же собирать для этих целей добровольные пожертвования и привлекать для исследования третьих лиц.

Мне помогают, в основном, дачники и политологическое сообщество России. В деревне мне помогает Михаил Мурычев – очень серьёзный умный и трудолюбивый человек, которого мы здесь все поистине любим, и почтальон Ольга Титова.

Община храма в Тихоново не оказывает помощи в исследованиях истории. Пожертвования из ящика в магазине на эту деятельность не идут. А иногда, приходится встречать и неприятности. Например, в 2010 г. кто-то забрал один из черновиков моей рукописи и сейчас перепечатывал её содержание в Интернет в электронную энциклопедию «Википедия»…

-А в каких архивах хранятся документы о нашем регионе?

- В самых разных, но, прежде всего, это областные во Владимире, Иваново, архив Владимирской инспекции по охране объектов культурного наследия и федеральные архивы в Москве и Петербурге. До лета 2012 года я надеюсь успеть обследовать архивы, располагающиеся в Москве – РГАДА и ГАРФ, а так же архив Владимирской инспекции по охране объектов культурного наследия. По мере поступления пожертвований можно будет обследовать остальные архивы – и тут потребуются денежные затраты.

- Это всё об истории. А интересует ли Вас современные общественные отношения в нашем регионе?

- Вне всякого сомнения, ради этого всё и исследуется. Даже история в том числе, изучается для того, чтобы решать, в первую очередь, современные проблемы. Я регулярно интересуюсь, что в русской деревне 21 в. происходит. Например, этим летом с помощью моих знакомых мы сумели качественно обследовать социокультурную среду и политическую культуру д. Тихоново и соседних с помощью разного рода опросов, наблюдения и даже анализа надписей на стенах…

- А чего Вы уже достигли в исследованиях прошлого деревень?

- Летом 2011 г. я открыл некоторые документы РГАДА, которые из более ранних исследователей д. Тихоново, никто не открывал – ни земский врач Смирнов А. В. в 19 в., ни учитель истории Савельев И. В. Там на некоторых была только подпись академика Милова Л. В., но он занимался источниковедением документов, а не историей политики и православия в деревне. Это документы, описывающие генеральное и специальное межевание этих территорий в конце 18 в. Сохранились данные о том, каким было хозяйство в деревне в то время, подписи крестьян из Тихоново, помещицы из Избищ, даже письмо помещика Тихоново своему служителю.

- Ничего себе! Это как? Сохранились факты конкретных людей, тем более, крестьян? А разве крестьяне из Тихоново 18 в. умели писать? И о чём же писал помещик и кто такой служитель?

- Сохранились.

Писать в Тихоново 18 в. некоторые умели, некоторые не умели. Помещик в 18 в. Тихоново и Ягодино был мужчиной, Избищ – женщина. Служитель, это, грубо говоря, по современному, «горничная-секретарь», крестьянин, обслуживающий помещика, который иногда с ним ещё и вёл делопроизводство. Помещик, судя по всему, не всегда бывал в деревне, он вообще был очень занятым человеком. Он пишет своему служителю о том, что ему необходимо ехать в Петербург и на это время на служителя возлагалась ответственность за происходящее в поместье.

- А кто такие Смирнов А. В. и Савельев В. А.? Вы – не первый исследователь д. Тихоново?

- Не первый. Во время специального межевания в конце 18 в. в связи со спором спорящие стороны обращались к историческим данным в Архив Прежних Вотчинных Дел. Вот вам! Историей д. Тихоново занимались с 18 в.! Ничего не поменялось с тех пор. В одной из полевых записок сохранилась копия писцовой книги, в которой упоминаются широко знаменитые в Тихоново и окрестностях Тихон и Гордей.

Потом в конце 19 в. Тихоново исследовал земский врач А. В. Смирнов и в 1986-1989 гг. сельский учитель истории И. В. Савельев.

- А легенда про Тихона и Гордея – правда?

- Ну как сказать… Где-то да, и где-то нет. История про них очень искажена и мифологизирована в исторической памяти местных жителей.

Та история имеет место не в 11 веке, как утверждал Савельев И. В. Тихон и Гордей не были в этих деревнях помещиками, а Тихоново, Филино и Гордеево, по крайней мере, с кон. 18 в. не были официальными названиями современных Тихоново, Более подробно я расскажу об этом периоде чуть позже, может даже, в газету «Афиша».

- А почему Савельев И. В. был неправ? Значит, не каждому историческому источнику можно верить?

- Конечно, не каждому. Савельев И. В. писал свою рукопись «История Тихоново» в 1986-1989 гг., вы помните, что это время т. н. «самиздата» и «тамиздата», когда каждый писал, что хотел, о чём хотел и как хотел. Я Савельева не видел, но очевидно, он недостаточно критически относился к источникам своего исследования – разного рода рассказам местных жителей, легендам, слухам, журнальным статьям. Попадал на эти грабли и я в 2010 г. Теперь данные от местных жителей я не использую.

- А есть ли практическое применение всем вашим исследованиям?

- А что есть в истории такого, что вам хотелось бы возродить?

- Есть одно политическое событие, про которое когда я прочитал в историческом документе, я расплакался в читальном зале. 6 августа 1770 г. во время генерального размежевания поверенные крестьяне от деревень Арефинская (совр. Тихоново) и Избищи Кондратий Потапов и Павел Шляхтин разделили между деревнями землю. Спор длился 5 часов. У меня поначалу не укладывалось это в голове. Люди того времени могли спорить в течение 5-ти часов, не вступая в конфликт, не подравшись, современные же так уже не смогут. Совершенство аргументации и споров – это признак демократической политической культуры. Поэтому, всегда помните, что частые возгласы, будто бы «русский народ неспособен к демократии, всегда был рабским и нуждался в плётке» во многом неверны.

Ещё в читальном зале я подумал, что этот день надо сделать праздником. 6 августа – день демократической культуры и инфраструктуры, или день размежевания. В этом году мы отмечали этот праздник в Тихоново, Избищах, в деревне, находившейся в одной даче с Тихоново – Ягодино и в преемнике Избищ – посёлке Тасино. На праздник женщины дарят мужчинам цветы.

Сейчас наше общество уж никак не тяготит к способности самостоятельно решать свои проблемы. Как вам: после работы идти не домой, а на волостной сход? А люди 18 в., получается, в какой-то мере, были совершеннее нас.

- А что ещё Вы узнали о жизни деревни?

- Если честно, ошеломляющего там много.

Документы генерального межевания содержат так же информацию о политической жизни Тихоново и окрестностей в разное время. При абсолютизме (18 в.), который советская историография нам показывает авторитарно-тоталитарным злом, где «зверствуют и избивают всех окружающих ленивые помещики» и «жизнь крестьянина похожа на жизнь раба», в Тихоново и окрестностях, на самом же деле, существовали крестьянские демократически формируемые политические органы – разнообразные сельские и волостные сходы с выборными крестьянами, сельскими и волостными старостами. Это два шага от современных Товариществ Общественного Самоуправления (ТОСов).

В МГУ мы изучаем произведения разных представителей революционной политической мысли… Согласно одной из версий, в мыслях крестьян деревень Тихоново и Синцово в 1778 г. была идея совершить революцию – на 11 лет раньше, чем во Франции (1789 г.).

Много случаев, когда не крестьяне подчиняются воле помещика, а наоборот. Помещики не были «зверствующими» или «ленивыми». Когда жители Тихоново прочитают челобитную помещика, в которой он переживает за крестьян, и узнают, чем он занимался в жизни, они его непременно полюбят и захотят вернуть в наш 21 век.

 

Более подробно эта информация размещена на сайте www.tikhonovo.ru.

 

Поиск

Случайное фото

img_4972
Image Detail